— А почему Красный Крест так сейчас суетится? Он может лишиться собственности?
— Здание никогда не являлось собственностью Красного Креста, в 1947 году школа была передана только в введение Красного Креста. Данный факт не сосем верно был подтвержден указом Бориса Ельцина в 1992 году. Это государственная собственность. Мы хотим, чтобы этот уникальный учебный комплекс был оставлен в государственной собственности. Здесь еще одна спекуляция. Говорят, если интердом передать Министерству обороны, генералы чуть ли не продадут это здание. Но самое интересное, что генералы не могут продать государственную собственность, а когда это собственность общественной организации, ликвидировать и приватизировать вполне легко.
— Николай Васильевич, с Вашими доводами можно вполне согласится, если, действительно, речь идет об угрозе потери государственной собственности, потому что забота администрации об обеспечении выпускников жильем выглядят не вполне убедительными. Но в любом случае происходит ломка уже сложившейся и зарекомендовавшей себя структуры. Учебное заведение одной одного направления переделывается в учебное заведение совсем другой специфики. Насколько самих военных устраивает инфраструктура учебного комплекса? Специальная комиссия ведь сделала вывод, что здесь требуется серьезная перестройка.
— Не совсем верная Ваша информация. Здание и весь комплекс подходят под суворовское училище, правда, максимальная численность здесь возможна только 400 человек (стандарт суворовских училищ 600 человек). Главный недостаток – маленькая столовая, в суворовском училище четырехразовое питание и должно проводится в одну смену.
— Николай Васильевич, мы все время говорим, что Ивановская область должна быть привлекательна для привлечения инвестиций. Критериев привлекательного региона существует великое множество. Международная школа с серьезными традициями на территории области как раз к ним относится, а вот суворовское училище какие дивиденды принесет нашему региону?
— Но Вы ведь специально подчеркнули международный статус школы. А сегодня, чтобы привезти ребенка из другой страны, требуется соглашение между государствами. О каком международном статусе можно говорить, если дети из-за границы фактически не поступают? Дай бог, если Красный Крест договорится со странами СНГ. Если же там будет суворовское училище, то Министерство обороны России уже договорилось с Министерствами обороны стран СНГ о квотировании мест в училище. Другими словами, суворовское училище принимает международный характер, но на уровне СНГ. Красный Крест все эти вопросы должен был решить на государственном уровне, проработать правовую базу отношений нашего правительства с другими странами, определить какие дети будут сюда направляться. Раньше все было просто, к нам ехали дети коммунистов, борцов за независимость колониальных стран. А сегодня? Каких детей мы оттуда повезем?
— Николай Васильевич, Вы прекрасно знаете, что сейчас судьба ивановской международной школы стала предметом политического разбирательства фракции «Единство» в областном парламенте. Дело дошло чуть ли не до политсовета партии «Единая Россия». На прошлой неделе президент страны Владимир Путин посетил с официальным визитом Китай, чтобы придать новый виток отношениям двух стран. Между тем, половина правительства КНР в свое время училось в ивановской школе. Представьте себе, если кто-то «шепнет» китайским начальникам, что существование их альма-матер в России находится под угрозой, то последние вполне могут попросить своего друга Путина В. В. как-то урегулировать столь незначительную проблему. Я, например, не сомневаюсь, что про постановление правительства сразу забудут, и международной школе обязательно вернут былой статус.
— Давайте договоримся так. Я не могу комментировать постановление правительства России. Я – исполнительная власть. Решение принято. С другой стороны, если бы Красный Крест был озабочен судьбой школы, он бы не допустил до такого уровня интернат, что теперь он требует огромных материальных вложений. Финансирование было крайне недостаточным, только благодаря усилиям областной администрации, сегодня появились какие-то деньги из Министерства образования. Может быть, Вы не знаете, но обучение детей производилось не за счет средств Красного Креста, а за счет денег федерального бюджета.
— Получается, что сейчас уже можно поставить точку в судьбе интердома?
— Я думаю, политические страсти пока не улягутся. Огромное количество людей просто введено в заблуждение о нынешнем состоянии школы. Интернат потерял свое международное значение, а нового лица пока не приобрел. Там накоплен уникальный опыт педагогического коллектива, его надо сохранять, но это можно сделать и на базе суворовского училища. Сегодня главная задача областной администрации сделать так, чтобы не навредить детям, которые там обучаются.
Илья Лапшин
16/12/2002 г.